Главная / Статьи / Сканеры, диагностирующие электронные системы управления.
Сканеры, диагностирующие электронные системы управления. 22.11.2012 00:26

Сканер – это аппарат, считывающий диагностическую информацию с электронного блока (блоков) управления автомобилем (ЭБУ, ECU, контроллером) для диагностики электронных систем. Новейшие сканеры позволяют произвести диагностику системы управления двигателем, а также проверить коробку передач с электронным управлением, систему ABS, подушки безопасности – определять состояние электроники всего автомобиля.

Функции, которые выполняет такой сканер:

Идентификация (Identification, Information): сканер считывает из ЭБУ идентификационные показатели блока управления и/или автомобиля в целом. Обычно в ЭБУ есть данные о виде блока управления, VIN-номере автомобиля, а также о номере версии аппаратного и программного обеспечения.

  • Считывание кодов неисправностей из ЭБУ (Read DTC, Read Faults). Во время эксплуатации электронный блок управления следит за параметрами работы автомобиля по показателям датчиков. Если ЭБУ считает показатели с датчиков с отклонениями (к примеру, зафиксирует короткое замыкание, обрыв линии датчика или отклонение данных от норматива), в память ЭБУ будет внесен код неисправности (DTC - Diagnostic Trouble Code, ошибка), содержащий информацию о возникшей проблеме. Базовая функция любого сканера – считывание кодов неисправностей. При помощи нее можно выявить так называемые «блуждающие» неисправности, которые невозможно выявить во время обычной диагностике, но которые были зарегистрированы ранее блоком управления (контроллером).
  • Однако не следует забывать, что полученную сканером информацию необходимо уточнять (к примеру, в случае сигнала, полученного от блока управления, об обрыве цепи датчика нужно выяснить местонахождение обрыва, а не покупать в срочном порядке новый датчик). Кроме того, все полученные данные должны перепроверяться, так как не исключена ошибка сканера при считывании или расшифровке кода, неточность подсистемы самодиагностики блока управления и пр. Подсистема самодиагностики может упустить из виду уже имеющиеся проблемы.
  • Считывание снимка параметров (Freeze Frame). Во время выявления неполадок некоторые системы самодиагностики кроме кода неисправности фиксируют показатели главных текущих параметров работы двигателя. Благодаря этому сканеру мастер-диагност может на основании полученной информации может определить причину и обстоятельства возникновения неполадки. Следует отметить, что данная функция получения подобных данных из ЭБУ предусмотрена не во всех приборах такого типа. Также обращаем ваше внимание на то, что в случае наличия вышеописанной функции у сканера и автомобиля не рекомендуется удалять коды неисправностей, так как вместе с ними исчезнут также данные Freeze Frame (их нужно считывать в первую очередь).
  • Удаление кодов неисправностей из памяти ЭБУ (Erase DTC, Clear DTC, Clear Fault). Проводить данную операцию следует только тогда, когда устранена причина, повлекшая за собой запись кода неисправности, или преследуется цель отсеивания случайно возникших кодов неисправностей (к примеру, из-за попадания воды или грязи на один из датчиков). Надо сказать, что «реальная» неполадка после очистки памяти ЭБУ опять появится или вовсе не будет стерта.
  • Считывание текущих параметров (Data Stream, Live Data, Measuring values). Данный режим позволяет мастеру-диагносту посредством сканера считывать информацию, полученную из ЭБУ для непосредственного ее анализа. Благодаря этой функции мастер может провести диагностику поврежденного автомобиля в том случае, если ЭБУ не распознал причину сбоя в работе и не зафиксировал соответствующие коды неисправностей.
  • Активация – управление исполнительными механизмами (Actuation test). С помощью режима активации мастер при помощи сканера через ЭБУ может координировать работу механизмов, которые находятся под контролем ЭБУ: клапанов, форсунок, вентиляторов, индикаторов и т.п. Это необходимо для проверки их механической или электрической пригодности.
  • Сброс сервисных индикаторов (Service reset - Time inspection, Distance inspection, Oil inspection), которые сигнализируют о необходимости прохождения тех. обслуживания и замены масла.
  • Адаптация (Adaptation) – совмещение управляющих блоков между собой и/или блоков управления и периферии (датчиков) во время замены деталей на новые или после повреждения настроек (к примеру, в результате установки или демонтажа во время ремонта). Особый случай адаптации – синхронизация блока управления двигателем и иммобилайзера.
  • Кодирование (Coding) – корректирование настроек блока управления, в том числе информации о комплектации транспортного средства. К примеру, на VW-Audi с помощью кодирования возможно установить комплектацию блоков управления (например, в блоке управления двигателем отмечается наличие коробки-автомата и пр., в блоке управления подушками безопасности – передних, боковых и пр. подушек), на BMW можно настроить отображение данных на приборной панели (километры/мили и пр.) и т.д.
  • Программирование (Programmimg, Flashing) позволяет изменять прошивку (программы) ЭБУ.
  • Справочные функции.
  • Прочие функции.

 

Не все ЭБУ могут поддержать все вышеперечисленные функции (пусть даже к ним будет подсоединен дилерский сканер), так и не все сканеры могут предоставить мастеру-диагносту эти функции, даже при поддержке диагностируемого ЭБУ. Кроме того, следует отметить, какие именно электронные системы автомобиля может диагностировать сканер, ведь помимо двигателя есть AirBag, ABS, Cruise Control, Traction Control и др. (к примеру, в BMW, Mercedes и VW-Audi может быть установлено несколько десятков электронных систем и функцией диагностики).

Некоторые функции замещаются применением других приборов. Например, можно следить за сигналами с датчиков при помощи осциллографа или мультиметра вместо мониторинга текущих параметров. Но рад функций может выполнить только сканер. Но абсолютно все функции максимально быстро осуществляются посредством сканера.

Сканер не может представить более обширную информацию, чем та, что содержится в ЭБУ автомобиля, таким образом, сканер только обменивается сведениями с электронным блоком управления. Через диагностический разъем (DLC - Diagnostic Link Connector) сканер подключается к автомобилю. Так как на различные марки и модели автомобилей интегрируются различные типы ЭБУ, имеющими разные протоколы обмена данными, типы колодок (диагностических разъемов), то каждая модель сканера предназначена для диагностики электронной системы конкретной марки и модели автомобиля.

Так как в магазинах представлен достаточно большой модельный ряд таких приборов, рассмотрим главные критерии их подбора.

    1. Покрытие (функциональные возможности) – перечень поддерживаемых моделей и марок авто, подходящих электронных систем и функций, применимых к определенным системам на определенных автомобилях. Это главный критерий выбора сканера. Если классифицировать сканеры по их функциональным возможностям (то есть широте охвата (кол-во марок) и функциям), можно выделить три группы: дилерские, специализированные по марке и мультимарочные.

      Дилерские сканеры обслуживают одну или несколько родственных марок автомобилей (вроде VW-Audi), но набор функций у таких приборов максимальный. На рынке дилерские сканеры представлены в трех вариантах: новые дилерские сканеры, аналоги (клоны) дилерских приборов и бывшие в употреблении сканеры неизвестного происхождения, но все же большая часть дилерских приборов продается или сдается в аренду официальными дилерскими сервис-центрами. Приобрести такие сканеры можно от 2 тыс. долл.

      Специализированные по марке приборы, как и дилерские, также работают с одной или несколькими близкими марками авто. Отличие состоит в том, что данные приборы не имеют «дилерского» статуса, а также имеют более скромный набор функций. Доступная цена делает такие сканеры доступными и удобными для частого использования. К данному типу относятся: Автотестер-Святогор, Autoscanner Opel, VAG-RUS и др.

      Преимущество мультимарочных приборов заключается в том, что они работают со многими автомобильными марками, но у них также есть недостаток – по количеству функций они значительно уступают дилерским приборам. В нашей стране наиболее популярны именно такие сканеры, так как состав автопарка достаточно разнообразен как по годам выпуска, так и по маркам автомобилей. Мы предлагает широкий выбор таких сканеров за 200 – 3000 долл., каждая станция имеет возможность подобрать тот прибор, который максимально будет соответствовать ее потребностям.

      Кроме того, из мультимарочных сканеров условно выделяются широкоуниверсальные (Ultrascan Pro, X-431) и специализированные по региону, рынку или протоколу диагностики (Carman Scan Lite, специализирующиеся на рынках Японии и Кореи, особенно на марках Kia и Hyundai, и Trican, подходящая для автомобилей с поддержкой протоколов OBD-II).

    2. Внешние характеристики. Сканер может быть представлен как автономный аппаратный прибор или как программно-аппаратный комплекс для ПК (адаптера и ПО).

      Аппаратный сканер представляет собой автономный прибор, подключаемый с помощью специальных кабелей к диагностической колодке автомобиля и обменивающийся данными с ЭБУ. К сканерам данного типа относятся: Carman Scan Lite, Ultrascan Pro, Х-431 и др. Некоторые сканеры аппаратного типа могут подключаться к ПК.

      Программные сканеры функционируют точно также, но выглядят они несколько иначе – это программное обеспечение для имеющегося в автомобиле ПК, соединенного с помощью специальных кабелей/средств беспроводной связи и адаптеров. К программным сканерам относятся: BOSCH KTS, Carman Scan Wi, Trican и др. Преимущество такого прибора в удобстве использования: это понятный интерфейс, широкий экран, работа в привычной ОС, возможность одновременного использования информационных баз данных, большие возможности сохранения диагностических данных и учета клиентов и т.п. Минус такого сканера – мобильное использование прибора возможно только при наличии ноутбука.

      Есть мнение, что программные сканеры должны быть дешевле автономных. Это утверждение неверно, так как рыночная стоимость прибора определяется вовсе не его материальной себестоимостью.

    3. Комфортность.

      Для аппаратных сканеров степень удобства использования определяется размеров экрана и тем, как прибор «лежит в руке». К общим параметрам относится удобство координирования работы сканера, комплектация всеми необходимыми переходниками для подключения к диагностическим колодкам, а также возможность проверки параметров в графическом виде и т.д.

Возможности обновлений. При выборе сканера необходимо учитывать периодичность выхода, стоимость и процедуру обновлений. У программных приборов на базе ПК, например, у сканера Trican, обновление представляет собой замену программного обеспечения. У аппаратных сканеров обновление заключается в замене программных картриджей (для этого нужно отправлять приборы поставщику), возможно также обновление непосредственно у клиента при помощи компьютера (характерно для , Carman Scan Lite, Ultrascan Pro, Х-431).

  1. Требования к ПК (для программных сканеров).

    Следует уточнить, какие требования предъявляются к ОС, объему винчестера и процессору, а также как именно адаптер сканера подключается к компьютеру (USB, LPT, СОМ (RS-232), Ethernet (LAN) порты, беспроводная связь WiFi (WLAN), Bluetooth (BT)).

  2. Язык интерфейса.

    Большинство сканеров, представленных на рынке, имеют русский язык в качестве языка интерфейса, в некоторых случаях качество перевода оставляет желать лучшего. Однако мы советуем использовать не русскоязычную, а англоязычную версию программ, дабы избежать возможной нестыковки с технической документацией и других проблем, связанных с переводом. В случае нестыковки сориентироваться в ситуации помогут специализированные бумажные и электронные автомобильные словари. К большому сожалению, на настоящий момент нет электронных переводчиков, которые давали бы приемлемый результат.

  3. Стоимость.

 

Если классифицировать мильтимарочные сканеры по их стоимости, можно выделить следующие три группы:

  • мультимарочные сканеры на базе стандартного адаптера K-L-Line (к примеру, СКАН-ПК) можно приобрести за 80 - 300 долларов в зависимости от комплектации и других параметров. В полной комплектации такие сканеры отлично работают с ГАЗ и ВАЗ (приблизительно до 2005 г. выпуска), группой VAG (Audi, Seat, Skoda, VW, все авто и все электронные системы до 2002 г. выпуска включительно и частично авто и часть систем на автомобилях 2003 - 2005 гг. выпуска), Daewoo Nexia и Espero (выпущенных приблизительно до 2005 г.), а также с автомобилями, которые поддерживают протокол OBD-II (разновидность ISO-9141). Кроме того, имеется значительно уступающее по функциям программное обеспечение для BMW, Mercedes, Opel и др. (количество моделей и электронных систем очень ограничено).
  • мультимарочные сканеры на базе адаптера Uniscan (Scantronic, Euroscan, CST-305 и т.п.) стоят в пределах 350 - 700 долл., выполняют функции K-L-Line адаптеров, а также предоставляют возможность диагностировать определенное количество электронных систем на автомобилях AlfaRomeo, BMW, Fiat, Ford, Lancia, Mercedes, Opel (выпущенных приблизительно до 2001 г.). Для полноценной работы представленного комплекта функций по BMW, Mercedes и др. будет недостаточно.
  • мультимарочные сканеры с максимальным покрытием (к примеру, аппаратные сканеры Carman Scan Lite, Ultrascan Pro и X-431) обойдутся вам в 2200 - 3000 долл. Следует отметить, что приборы X-431 и Ultrascan Pro имеют примерно одинаковое покрытие по регионам, в то время как специализация сканера Carman Scan Lite – Корея и Япония.

Вы можете сделать выбор, основываясь на своих потребностях (по диагностированию определенных марок авто) и возможностях (бюджете покупки).

 

Подведем итог и обобщим наши рекомендации по подбору подходящего сканера:

  • если вы ищете сканер для собственного автомобиля, советуем вам выбрать сканер стоимостью от 5 до 15 тыс. руб.: Autoscanner Opel, VAG-RUS, СКАН-ПК в подходящей комплектации, Автотестер BMW, Автотестер-Святогор и пр.
  • если ваша цель – сканер без встроенного осциллографа для широко автомобильного ряда Европы и/или Азии, лучше всего подойдет Х-431.
  • если вам нужен сканер со встроенным осциллографом для большинства автомобильных марок Европы, Азии и Америки, остановите свои выбор на Ultrascan Pro.
  • если вам нужен сканер для азиатских иномарок (Корея, Япония), ваш выбор – Carman Scan Lite.

Невзирая на все преимущества сканера, он вовсе не единственный прибор, способный обеспечить полноценную диагностику вашего автомобиля. Подробное описание других типов диагностического оборудования вы найдете в следующей статье.

Диагностика автомобилей — без этой процедуры не может состояться качественный ремонт автомобилей, по этому диагностическое оборудование для автомобилей должно быть в руках каждого технического специалиста автосервиса. Почему следует купить диагностическое оборудование? Оборудование для диагностики автомобилей позволяет быстро определить неисправность автомобиля: например определить неисправность ходовой части, найти неисправность двигателя, трансмиссии, или каких либо электронных систем автомобиля. Быстрое и точное определение неисправностей, последующий ремонт и исправление неполадок — это и есть качественный сервис, которого так не хватает владельцам дорогих автомобилей. По этому основную часть нашего каталога составляет профессиональное оборудование для диагностики автомобилей. Такое диагностическое оборудование используется на станциях технического обслуживания автомобилей, в автосервисах и дилерских центрах. Но наш каталог этим не ограничивается, у нас можно купить диагностическое оборудование для личного пользования — это оборудование для диагностики отличается простотой использования, очень низкой ценой доступной любому автовладельцу и достаточно простым, но достаточным функционалом. Как правило диагностика автомобилей ВАЗ, ГАЗ, УАЗ осуществляется именно таким автомобильным диагностическим оборудованием — простым и дешевым.

Если вы или ваш автосервис, СТО, дилерский центр осуществляет ремонт двигателя, ремонт АКПП и КПП, ремонт ходовой части, ремонт тормозной системы, ремонт инжектора, ремонт системы охлаждения, ремонт электрооборудования, кузовной ремонт, ремонт автомобильных кондиционеров, ремонт подушек безопасности, чип-тюнинг двигателя, корректировку одометров и подобные услуги — то вы попали по нужному адресу, магазин диагностического оборудования Автосканеры.ру может стать и вашим поставщиком оборудования для диагностики и ремонта автомобилей. Какие условия мы предлагаем нашим клиентам?
Первым и основным условием является ассортимент оборудования для диагностики: в каталоге присутствует более 300 наименований диагностического оборудования — у нас вы всегда сможете найти подходящий прибор для ремонта автомобилей.
Второе условие — цены на оборудование для диагностики автомобилей доступны каждому. Причиной тому является ценовая политика и упомянутый выше асортимент, диапазон цен держится в пределах 800 руб. — 90 000 руб.
Третьим преимуществом являются производители и по совместительству наши поставщики оборудования для диагностики автомобилей — это крупнейшие и хорошо зарекомендовавшие себя компании, работающие на рынке автосервисного оборудования долгие годы и имеющие целью своего существования — производство лучшего оборудования для диагностики, отвечающего современным требованиям и стандартам и что естественно — удовлетворяющим потребности автосервисов, СТО и рядовых автолюбителей.
Четвертое условие это бесплатные консультации по вопросам покупки. Автодиагностика ваш профиль? Вы представляете автосервис? Вы автолюбитель и хотите самостоятельно определить неисправность своего автомобиля, но при этом не знаете каой прибор для автодиагностики выбрать — обращайтесь к нам по телефону, факсу, электронной почте или используйте форму обратной связи. Мы поможем вам сделать выбор оборудования для диагностики автомобилей, ответим на ваши вопросы относительно диагностического оборудования, расскажем все подробности насчет диагностики автомобилей с помощью конкретного оборудования.
Пятым условием является оплата и доставка. Диагностическое оборудование для автомобилей мы продаем по отлаженной за годы работы схеме, мы работаем с проверенными службами доставки, у нас есть свои курьеры, мы принимаем оплату наличными, безналичными и электронными деньгами. Для любого случая мы можем найти альтернативу, если ситуация того требует и покупатель даже из самой дальней части России или еще более далеких частей стран СНГ сможет купить оборудование для диагностики автомобилей.

Если вы заинтересованы в партнерстве с нашей компанией и хотите стать дилером по продаже оборудования для диагностики автомобилей — свяжитесь с нами по телефону или электронной почте.

 Изящные автомобили Peugeot очень часто встречаются на улицах Санкт-Петербурга и дорогах Ленобласти. Французские автомобили очень удобные, стильные, с прекрасными ходовыми качествами, Peugeot выпускает различные автомобили, разных классов, для очень широкого круга людей, начиная от маленьких городских Peugeot 107, приятных седанов Peugeot 206, которые подходят широчайшему кругу людей, стильные Peugeot 207 с большой гаммой модификаций (кабриолет, 4-х и 2-х дверные хэтчбэки), Peugeot 308 с такой же широкой разновидностью модификаций, большие Peugeot 407 бизнес класса, а так же коммерческие Peugeot Partner и Boxer. По скольку автомобилей Пежо много, то и ломается их много, но не все авто ремонты, то любят ремонтировать Peugeot, потому как конструкция этих автомобилей отличается от прочих автомобилей. Поэтому я хочу рассказать Вам о том, с чем нам приходилось сталкиваться, ремонтировать и менять в автомобилях Пежо.

По скольку я электрик, то занимаюсь я преимущественно ремонтом электрики и электронных систем на машинах Пежо. В принципе это такие же машины, как и другие автомобили - никаких особенных отличий в них нет, принцип и устройство то же самое. Ну а что в этих машинах тогда другое, почему же так часто говорят о Peugeot, что это тяжёлые и дорогие автомобили в ремонте? Всё дело в том, что Пежо действительно делает некоторые конструктивные решения отличающиеся от других автомобилей, но я считаю, что к примеру Volksvagen, или Mercedes, не делает более простых машин.

На многих Peugeot, как и на других автомобилях ломается модуль зажигания, состоящий из двух или четырёх катушек зажигания. От чего мотор "троит". От чего мотор начинает издавать сильную вибрацию, теряется мощность, мощности двигателя и приемлемой разгонной динамики можно добиться только при больших оборотах мотора. При этом может отказать один или два цилиндра у мотора.

Один раз мне пришлось ремонтировать Peugeot Partner, которому на фирменном сервисе поставили диагноз: замена топливной форсунки, (бензиновый мотор). Предварительно посоветовали промыть инжектор, чтобы попробовать реанимировать форсунку. При этом была выдана официальная бумага, с кодами неисправностей инжекторной системы: Ошибка обрыв цепи форсунки 4-го цилиндра. Естественно было понятно, что неисправность заключалась не в том, что забилась топливная форсунка, а оборвана цепь фосунки или неисправна обмотка электромагнита форсунки. Ну желание клиента закон - поэтому промывка была сделана, но предварительно девушку я предупредил, что промывка инжектора в этом случае скорее всего не поможет. Так оно и получилось, промывка не помогла. После этого пришлось действовать заранее продуманным методом: 1) Проверить сопротивление обмотки топливной форсунки 4-го цилиндра, сопротивление оказалось нормальным, значит форсунка скорее всего исправна. 2) Проверить импульс открытия форсунки - и тут то была выявленна неисправность, импульс на форсунку не приходил, в следствии чего, топливо просто не поступало в 4-й цилиндр, и никакая промывка точно не помогла бы. Что было дальше, пришлось пойти по цепи - от форсунок к блоку управления двигателем. В конце концов выяснилось, что сломан фиксатор разъёма электропроводки которая шла на форсунки. В итоге всё было просто, кто то сломал при ремонте фиксатор и питание не приходило на форсунку. Об этом и сигнализировала неисправность: обрыв цепи форсунки 4-го цилиндра. В итоге не пришлось заказывать и менять дорогую топливную форсунку с не менее дорогой заменой. Все остались довольны.

Был редкий случай, когда пришлось делать замену торпеды (верхней её части) на автомобиле Peugeot 307. По причине того, что выстрелили подушки безопасности после лобового удара. Кузовной ремонт был сделан, осталось поменять разорванную , подушками безопасности, верхнюю часть торпеды. Само снятие торпеды было не очень тяжёлым. Единственное, что было действительно не простым, это снятие комбинации приборов, а точнее извлечение её из торпеды. Дело в том, что кобинация приборов плотно прилегает к торпеде и её козырьку, пластиковым стеклом, а крепится на специальны защёлках-фиксаторах. Это очень эстетично, нет никаких зазоров. Но и очень неудобно, так как снимать такую приборную доску нужно аккуратно не торопясь, и очень осторожно. Так как при снятии можно сломать пластиковое стекло приборной доски. На что собственно мы и напоролись. Нет мы не сломали стекло при снятии приборной доски, дело в том, что торпеду с разорванной обивкой из за выстреливших аэрбэгов покрывали кожзаменителем. Место в которое устанавливается приборная доска тоже было обтянуто кож замом, как я писал выше - приборная доска плотно прилегает к торпеде, когда я пытался запихнуть комбинацию приборов в более тесное гнездо (всего на несколько миллиметров, толщина приклеенного кож. зама) стекло приборной доски, встало в распор, от чего хрупкое пластиковое стекло лопнуло, и мне пришлось менять его за свой счёт. Правда на заказ стекло стоило 1000 рублей. Но приборную доску я устанавливать не стал, а отдал ёё заказчикам, чтоб они сами вставляли приборку в обтянутую кожей торпеду (к стати говоря они тоже сломали стекло). Вообще вышло очень глупо с той машиной, так как можно было купить на разборке исправную верхнюю часть торпеды с исправными подушками безопасности, и не перетягивать торпеду и её рваные места кожзамом. Но вышло всё по иному...

Ещё одним моим наблюдением стало то, что на французских автомобилях и не только на Peugeot, стал отказ форсунок бензиновых двигателей. Не так как описано выше, из за обрыва цепи питания форсунки, а просто отказ самой форсунки, причём на новых автомобилях. Самым не удобным является то, что форсунки, это не свечи зажигания и не подразумевают частой замены (на некоторых двигателях ещё 80-х годов постройки, форсунки служат по сей день), поэтому операция по замене не простая, и как правило не дешевая, но встречаются и легко съёмные форсунки на двигателях Peugeot. Причём отказывают форсунки даже на 3-х, 4-х летних автомобилях Пежо.

В общем есть что ремонтировать, на автомобилях Peugeot, многое можно отремонтировать только используя специализированную диагностическую аппаратуру, так как Пежо богато оснащено электроникой. Поэтому я использую специализированный диагностическй сканер для Peugeot и Сitroen



« Назад