Пара слов о мотортестерах 01.11.2017 11:52
Диагностика автомобильного двигателя ставит перед собой задачи в комплексном исследовании его работы. Для проведения исследования используются в основном три типа диагностических приборов:
1. Сканер.
Необходим для контроля работы электронной системы управления двигателем. Он задействован с электронным блоком управления двигателя. Если говорить проще, то минус сканера в том, что отображаемые сканером параметры отнюдь не являются истинными. Это «видит» при своей работе электронный блок управления;
2. Четырехкомпонентный газоанализатор.
Он используется для замеров информации из состава выхлопных газов;
3. И главный гость этой статьи – мотор-тестер. Для непосредственного измерения параметров различных узлов двигателя, системы зажигания и элементов электронной системы управления двигателем используется именно он. Иначе говоря, при помощи мотор-тестера диагностируют реальные измерения тех или иных параметров работы мотора. К ним можно отнести напряжения, токи, а также осциллограммы различных электрических сигналов, в том числе системы зажигания. Кроме того, можно оценить баланс цилиндров, состояние механической части и многое-многое другое.
Необходимо выделить, что в отличии от сканеров, привязанных к определённых ЭСУД, мотор-тестер одинаково успешно используется на любых двигателях (начиная от карбюраторных и заканчивая новейшими, с непосредственным впрыском топлива и электронным управлением). Грубо говоря мотор-тестер представляет собой универсальный измерительный инструмент с помощью которого, можно работать с любыми двигателями и даже с некоторыми электронными устройствами. Так же стоить выделить сравнительные моменты подключения. Сканер подключается только к диагностической колодке и информацию мы получаем только от электронного блока управления, при работе же с тестером идёт подключение непосредственно к электрической цепи. При этом не важно каким способом: контактным или бесконтактным. Важно при всём выше сказанном учесть, что мотор-тестер и сканер являются лишь частично взаимоисключающими приборами.
Измерительная же часть мотор-тестера сильно совпадает с измерительной частью автомобильного осциллографа. Отличия от автомобильного осциллографа заключается в том, что он может не только отображать осциллограммы любых измеряемых цепей, но и производить комплексные оценки работы двигателя сразу по нескольким параметрам, таких как динамическая компрессия, разгон, сравнительная эффективность работы цилиндров и т.д. Эти преимущества позволяют существенно снизить время на поиск неисправностей.
Несмотря на высокую стоимость мотор-тестера, он пользуется популярностью из-за его эффективности и многозадачности. Покупая тестер вы хоть и платите солидную стоимость, но тем не менее вы её компенсируете тем, что вам не приходится приобретать дополнительные устройства для диагностирования автомобиля, такие как газоанализатор, автомобильный осциллограф или стробоскоп.
Современные мотор-тестеры выполняют следующие функции:
1. Универсальный автомобильный осциллограф - снятие и отображение осциллограмм.
Так же этот режим используется для проверки сигналов от датчиков электронных систем управления и проверки управляющих сигналов от электронных блоков управления к исполнительным устройствам;
2. Осциллограф зажигания - снятие и отображение осциллограмм первичных и вторичных цепей систем зажигания.
Функционал этого режима полностью зависит от того, какие системы зажигания поддерживает тот или иной прибор. Поддержка той или иной системы заключается в поддержке со стороны программного обеспечения прибора и наличии датчиков, необходимых для снятия осциллограмм первичной и вторичный систем зажигания;
3. Специальные мотор-тестерные режимы – именно это главное, что отличает мотор-тестер от автомобильного осциллографа.
В частности, это тесты - тест "Баланс мощности", тест "Эффективность цилиндров" ("Неравномерность вращения"), тест "Относительная компрессия" и другие.
4. Измеритель и осциллограф неэлектрических величин – всё чаще становится неким стандартом, тем более, что соответствующие датчики используются при проведении ряда специальных тестов, таких как:
- температура (масла, охлаждающей жидкости),
- давление (давление в цилиндре, давление масла, давление топлива, давление наддува в турбированных системах, давление выхлопных газов и пр.),
- разрежение (во впускном коллекторе),
- детонация и пр. - могут измеряться при помощи специальных датчиков, преобразующих соответствующую физическую величину в напряжение;
5. Мультиметр - измерение различных электрических величин - напряжения, тока, сопротивления, частоты, скважности и пр.
6. Имитатор сигналов - встречается редко, но популярность его использования в диагностике с каждым разом растет.
А сейчас давайте рассмотрим два популярных мотор-тестеров по параметрам и их функционалу: Диамаг 2 и МТ Про 4.1
DIAMAG 2

Характеристики мотор-тестера:
- Количество каналов 6
- Диапазоны измерений ±-0.1...±500 Вольт
- Максимальная частота дискретизации
- в режиме самописца 1 мГц
- в режиме осциллографа 1 мГц
Интерфейс HiSpeed USB 2.0
Мотор-тестер работает как с 32 битными операционными системами (Windows XP, Windows VISTA, Windows 7),
так и с 64 бит Windows 7 и т.д.
Все шесть каналов абсолютно одинаковые, но 4,5,6 каналы имеют дополнительные функции:
На 4м канале - пиковый детектор, а 5 и 6 каналы могут работать в режиме дифференциального входа (аппаратно).
Таким образом 4,5,6 каналы используются как адаптер зажигания при диагностике системы зажигания.
Диапазон измерений ±-0.1...±500 Вольт разбит на 12 поддиапазонов, это вместе с 12 битным разрешением,
позволяет производить плавную регулировку усиления входного сигнала. Благодаря этому полностью отпадает необходимость в дополнительных усилителях/адаптерах.
Максимальная частота дискретизации 1 мГц во всех режимах - её также можно плавно регулировать.
Все переключения диапазонов, частоты и т.д. реализованы программно, никаких тумблеров и переключателей.
Мотор-тестер обладает очень низким уровнем собственных шумов.
Для защиты входов прибора стоят защитные диоды.
Осциллографы собираются на автоматической линии монтажа. Все комплектующие импортные.
Мотор-тестер имеет очень прочный корпус из алюминия, который защищает его от механических повреждений, а также является экраном от помех.
Для нового прибора разработано полностью новое программное обеспечение.
В ПО реализованы все функции которые должны быть в современном мотор-тестере:
- Анализ эффективности работы цилиндров по сигналу с ДПКВ
- Полностью автоматический анализ системы зажигания. (Не надо делать никаких настроек уровней синхронизации и т. д.)
- Экспресс диагностика (автоматическая настройка диапазонов, инверсии и т. д.)
- Сравнение работы цилиндров по сигналам с различных датчиков, в том числе: с датчика разряжения во впускном коллекторе, с датчика разряжения в выхлопной трубе, с датчика разряжения в топливной рампе, форсунок, первичного и вторичного зажигания и т. д.
- Анализ компрессии по падению напряжения АКП.
- Анализ давления в цилиндре (скрипт PX): расчет степени сжатия, определения наличия нагара в цилиндре, проверка правильности установки фаз (ремня) ГРМ, контроль работы клапанов, оценка утечек рабочей смеси в цилиндре, проверка забитости катализатора и т. д.
- Оценка относительной компрессии в динамике.
- Проверка производительности форсунок.
- Проверка работы генератора и системы зарядки аккумулятора (вых. напряжение и ток генератора, определение неисправностей выпрямительных диодов, зависания щеток и т.д.).
- Многофункциональная линейка для измерения фаз ГРМ.
- Можно также создавать свои настройки каналов, под любые датчики и т. д. Все готовые настройки активируются одним кликом мыши.
- Практически для всех имеющихся в современных двигателях датчиков заведены готовые настройки. Вам только нужно выбрать нужный из списка. Так же в ПО заведены настройки для всех имеющихся тестов: для анализа классической и распределенной системы зажигания, анализа эффективности (скрипт Шульгина), работы с датчиком разряжения и давления и т. д. (Это сбережёт ваше время, а также будет очень полезно начинающим пользователям).
Мотортестер MT Pro 4.

Диагностический комплекс MT Pro 4.1 позволяет эффективно выявлять неисправность в следующих системах:
Система зажигания:
- определение состояния свечей и свечных проводов (нагары, обрывы, пробои)
- определение режимов работы и неисправностей катушки зажигания (межвитковые замыкания, контроль правильности подключения, пробои)
- диагностика датчиков системы зажигания (индуктивный, холла)
- определение углов опережения зажигания (без стробоскопа)
Система топливоподачи:
- электрическая проверка топливных форсунок (межвитковые замыкания обмоток форсунок, длительность фазы впрыска и т.д.)
- проверка работы датчиков температуры, положения дроссельной заслонки, датчика кислорода, датчика массового расхода воздуха и т. д.
- проверка работы исполнительных механизмов (регулятора холостого хода и т.д.)
Система газораспределения:
- оценка относительной компрессии по цилиндрам в режиме стартерной прокрутки
- измерение компрессии в динамике (на работающем двигателе) и в режиме прокрутки
- определение правильности установки ремня ГРМ
- контроль работы клапанов
Система питания и зарядки:
- проверка работы генератора и системы зарядки аккумулятора
Функциональные возможности:
- одновременное отображение на экране данных с 1,2, 3 …7, 8 аналоговых каналов и 1 логического канала
- возможность синхронизации от сигналов практически всех электрических цепей автомобиля
- продолжительное время регистрации сигнала (ограниченно доступным дисковым пространством)
- возможность сохранения данных о полученных сигналах и поддержка отчетов
Технические характеристики комплекса MT Pro
Аналоговые каналы:
- Количество универсальных аналоговых каналов 8
- Количество одновременно включенных каналов:
- в режиме осциллографа 1, 2, 4 или 8
- в режиме самописца 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
- Входной диапазон канала ±1000 В
- Поддиапазоны канала ±2, ±5, ±16, ±30, ±80, ±200, ±500 и ±1000 В
- Количество поддиапазонов канала 8
- Входное активное сопротивление канала не менее 1 МОм
Логические каналы:
- Количество универсальных логических каналов 1
- Количество одновременно включенных каналов 1 (видим только в режиме самописца)
- Входной диапазон канала ±1000 В
- Поддиапазоны канала ±2, ±5, ±16, ±30, ±80, ±200, ±500 и ±1000 В
- Количество поддиапазонов канала 8
- Разрядность ЦАП задания порога сравнения 12 бит
- Входное активное сопротивление канала не менее 1 МОм
- Опционально подключаемый детектор импульсов да
Максимальная частота дискретизации:
- В режиме осциллографа
- 2 МГц (в 1-но канальном режиме)
- 1МГц (в 2-х канальном режиме)
- 250 КГц (в 4-х канальном режиме)
- 125 КГц (в 8-ми канальном режиме)
- В режиме самописца
- 500 КГц (в 1-но канальном режиме)
- 250 КГц (в 2-х канальном режиме)
- 166 КГц (в 3-х канальном режиме)
- ...
- 70 КГц (в 7-ми канальном режиме)
- 60 КГц (в 8-ми канальном режиме)
Разрядность АЦП:
- В режиме осциллографа 16 бит
- В режиме самописца 12 бит (4 младших бита игнорируются)
Глубина памяти:
- В режиме осциллографа до 262 144 выборок / канал
- В режиме самописца до 2,8 миллиардов выборок / канал
Максимальное время регистрации сигнала в режиме самописца:
- При частоте дискретизации 500 КГц до 95 минут
- При частоте дискретизации 500 Гц до 66 дней
Гальваническая развязка:
- Тестовое напряжение изоляции 1КВ в течение 60 секунд
- Сопротивление изоляции не ниже 1000 МОм
- Ёмкость изоляции не выше 60 пФ
Прочие характеристики:
- Напряжение питания
- от USB порта 4,5 - 5,5 В
- от внешнего ИП 9 - 24 В (опционально)
- Потребляемая мощность не более 150 мА
- Интерфейс связи с ПК USB 2.0 Full Speed
- Габаритные размеры измерительного блока 230x158x33 мм
- Масса измерительного блока не более 1,2 кг
Режимы работы:
- Осциллограф (функционально подобен обычному аналоговому осциллографу)
- По кадровый (данные каждого измерения (кадра) в реальном режиме времени отображаются на экране ПК и автоматически записываются на винчестер для дальнейшего просмотра / анализа)
- Самописец (данные измерения в реальном режиме времени отображаются на экране ПК и непрерывным потоком записываются на винчестер для дальнейшего просмотра / анализа)